Местные депутаты снова задались вопросом, почему саратовским яблокам не удаётся добраться до прилавков сетевых магазинов. Проблема была озвучена на заседании Саратовской областной думы 14 октября. Парламентариев возмутило наличие на прилавках супермаркетов импортных яблок, в то время как общая площадь садов в Саратовской области достигла 9,8 тысячи га, из которых 6 тысяч га приходится на сельхозорганизации и КФХ.
На заседании облдумы заместитель министра сельского хозяйства Саратовской области Игорь Гриднев раскритиковал сетевые магазины за отказы саратовским фермерам. По словам чиновника, местные производители фруктов и ягод сталкиваются с трудностями при попытках продавать свою продукцию в крупных региональных и федеральных сетях. «Наши предприятия обращаются с предложениями по поставке, а их мурыжат, мурыжат, спрашивают необходимые документы, а потом отказывают. Либо через 7 дней возвращают 90% партии», — пожаловался замминистра.
Председатель областной думы Алексей Антонов назвал проблему искусственной и предложил организовать встречу фермеров, представителей минэкономразвития области и торговых сетей с целью выяснить, что ритейлерам не нравится. Ведь соки местного производства они скупают охотно. Представитель минсельхоза пояснил, что ритейл предъявляет претензии к хранению фруктов. А в Саратовской области современных плодохранилищ практически нет: производители могут лишь охладить фрукты. В итоге едва ли половина урожая идёт на переработку.
— Тема с отсутствием в сетевых магазинов местных фруктов поднимается не первый год, — говорит Алексей Сушков, руководитель Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала «Сады Поволжья». — Крупным торговым сетям нужны большие партии однородного и отсортированного товара, который в течение всего года будет доставляться бесперебойно, по оговоренному графику. Такие условия может соблюсти только крупный производитель или сеть компаний, которые выращивают несколько сортов яблок и имеют современные хранилища, а не мелкие садоводческие хозяйства.
Эксперт считает, что для аграриев удобны фермерские магазины или рынки. Но если такой торговый объект и появляется, в итоге на нём реализуют свою продукцию не местные фермеры, а перекупщики. Которые минувшим летом скупали яблоки по 30 рублей за кг, а продавали — по 80-90 руб. кг. А сейчас выставили «смешные» цены по нестандартному яблоку для сока: 9,10 и 11 рублей, учитывая, сколько затрат требует выращивание фруктов. Сушков приводит в пример дружественную Белоруссию, где в каждом районном центре есть торговый павильон местной компании-производителя молока, мяса, фруктов.
—У нас поставить стационарный или мобильный торговый объект очень сложно, — отмечает Алексей Михайлович. — Опять же, нужна реклама для продвижения концепции «покупай местное», а её нет. Садоводство — одна из стратегических отраслей в агропромышленном комплексе Саратовской области и ей требуется разносторонняя поддержка региональных властей.
По мнению Василия Кузнецова, главы крестьянско-фермерского хозяйства из Калининского района, региональные власти должны быть связующим звеном между магазинами и местными товаропроизводителями. «Задача представителей власти собрать «круглый стол», на котором товаропроизводители встретятся с представителями торговых сетей, и рассматривать разные варианты сотрудничества. Или же местные власти должны создавать альтернативные каналы сбыта овощей-фруктов для местных производителей», — считает Кузнецов.