Наступившая зима станет очередным испытанием для пешеходов, автолюбителей и владельцев собак: в пик сезона общий объём закупок дорожных реагентов превысит 820 тонн, сообщила мэрия Саратова. Химической атаки могут не пережить нежные саженцы сахаристых клёнов, посаженные коммунальщиками поздней осенью. Саратовские учёные поясняют, что агрессивные дорожные реагенты губительны для молодых растений.
Лёд тронется?
В 2024 году из региональной казны областному центру было выделено более 100 млн руб. на покупку реагентов для обработки зимних улиц. Но летом областная прокуратура и Счётная палата выявили нарушения при расходовании средств. Выяснилось, что поставщик реагентов поставил материалы с несоответствующей документацией и составом, а мэрия, в свою очередь, хранила реагенты под открытым небом и вёл учёт так, что отследить реальный расход невозможно. В 2025 году расходы областной казны на дорожную «химию» в Саратове оказались скромнее: всего-то 50 млн рублей. Не проще ли эффективнее чистить наледь, чем посыпать дороги и тротуары миллионами бюджетных рублей?
— Пешеходам нужно безопасно передвигаться в гололёд, без реагентов ни одна коммунальная служба не справится с наледью, которая образуется на улицах, — говорит Андрей Крупин, председатель комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям Общественной палаты Саратовской области. — Последние годы мы наблюдаем постоянные перепады температур: от -10 до нуля, затем снова подмораживает и улицы превращаются в каток. А если происходит коммунальный прорыв? При таких условиях и десять работников не очистят один участок. Не нужно забывать о том, что если пешеход упадёт на скользкой улице, то ответственность будет нести муниципалитет.
Зима без вреда
Соли и химические вещества, входящие в состав реагентов, способны быстро растапливать лёд, но вредны для экосистемы, напоминает Ольга Сокольская, доктор сельскохозяйст-
венных наук, академик Российской академии Естествознания, федеральный эксперт по городскому озеленению, комфортной среде, градостроительству и садово-парковому наследию.
— Основным фактором риска являются хлориды, — рассказывает Ольга Борисовна. — Хлориды проникают в почву и накапливаются в ней, нарушая водный баланс клеток и мешая растениям усваивать воду, даже если её достаточно в почве. Возникает так называемая физиологическая засуха, дерево не может пить, даже если вокруг него будет вода. Деревья, растущие вдоль дорог, обрабатываемых хлоридами, имеют более низкое качество древесины, что сказывается на их долговечности и устойчивости. Молодые растения, которые в Саратове высадили осенью вдоль дорог, могут вообще не дожить до весны. В прошлом году деревья в центре города были завалены снегом с реагентами. Правильнее было бы высаживать вдоль проезжей части устойчивые растения, такие как вязы и тополя, которые в малых дозах выдерживают последствия от современных «экореагентов».
Реагенты также вредят животным, напоминает эксперт. У собак и кошек соли могут вызвать вызывать раздражение, трещины и даже химические ожоги на подушечках лап. По словам Ольги Сокольской, есть экологичные альтернативы химическим реагентам, к примеру песок и гранитно-песчаная смесь. Или мраморная крошка, которая подобно песку создаёт противоскользящий эффект. Но она дороже песка и может быть менее эффективна при очень низких температурах.
Химикаты на дорогах после испарения оказываются в лёгких горожан. Саратовский эколог Андрей Пинчук пояснил, что оставшиеся после зимы реагенты впитываются в почву, а с наступлением тепла высыхают и поднимаются в воздух. «Минула весна, наступило лето, а мы дышим химикатами. И как бы хорошо ни работали коммунальные службы, этого не избежать, учитывая, какое количество реагентов за зимний период рассыпают на дорогах и тротуарах Саратова», — отмечает эколог.
Цифра в тему: 5 тысяч тонн реагентов раскидают на дорогах Саратова и Энгельса этой зимой