30 января 1998 года в Пугачёвском посёлке Саратова почти в упор из обреза в голову картечью расстреляли Андрея Горбачёва. Ни в милиции, ни в прокуратуре практически не сомневались, что это заказное убийство. Горбачёв возглавлял Фонд защиты авторских прав, созданный двумя годами раньше.
Деятельность этой организации с самого начала вызывала повышенный интерес как правоохранительных органов, так и представителей криминальных структур. Её полное название - Саратовский фонд защиты авторских, смежных прав и интеллектуальной собственности. Фонд образовался в 1996 году как официальное представительство Российского авторского общества.
За два года своего существования Фонд выиграл в судах нескольких процессов по своим искам. Все они касались защиты прав авторов и выплате им соответствующих гонораров.
Но самое главное – фонд стремился контролировать обширный в то время региональный рынок аудио- и видеокассет. И в первую очередь отслеживал контрафакт, а его на рынке имелось предостаточно.
Президента Горбачёва расстреляли в собственном автомобиле «Москвич». Убийца стрелял через стекло, подкараулив главу Фонда, когда тот подъезжал к своему дому. возвращаясь с работы. Ценные вещи, деньги, документы остались при убитом, что подтверждало версию о заказном характере преступления.
На след киллера саратовские силовики вышли лишь более года спустя, 1999-го. Началось раскручивание длинной криминальной истории, завершившейся летом следующего 2000-го года обвинительным приговором суда.
Как выяснилось в ходе следствия, бизнес по продаже кассет привлёк внимание известного в Саратове криминального «авторитета» Александра Липанова (или просто Липана). Сделать это он решил, в том числе, через горбачёвский фонд.
Вскоре на должности исполнительного директора организации появился некий Андрей Чекасин – родственник близкого приятеля Липана. Новый руководящий работник стал настойчиво предлагать Горбачёву свои услуги, особенно в том, что касалось финансирования проектов. Но генеральный директор Фонда не поддавался на уговоры и тем самым подтолкнул криминальных «братков» к более решительным преступным действиям.
По версии следствия, признанной в суде, Липан сам караулил жертву в компании двух своих подручных – Долгова и Рахметуллина. Стрелял из обреза Долгов, Рахметуллин его подстраховывал, держа наготове пистолет, но его вмешательство не понадобилось.
Приговором суда всех признали виновными. Организатор убийства Липанов получил 16 лет лишения свободы, убийца Долгов — 15, а стоявший на подхвате Рахметуллин — 12. Меньше всех получил Чекасин, также признанный заказчиком преступления — ему присудили 11 лет.
Липан, кстати, к тому времени, когда выяснилось его участие в убийстве Горбачёва, уже имел срок в четыре с половиной года за другое преступление и ждал в СИЗО суда ещё за несколько противоправных деяний. При этом он успел отбыть своё в колонии и несколько лет назад вновь попал под суд – на этот раз за мошенничество.