13 февраля в Саратове взорвали олигарха и вора в законе, расстреляли прокурора

13 февраля в Саратове взорвали олигарха и вора в законе, расстреляли прокурора
Фото: Евгений Кузнецов

Чёртова дюжина – несчастливое число тринадцать – подтверждает свою репутацию в криминальной истории Саратова. По крайней мере, это относится ко второму месяцу зимы. Именно 13 февраля с разницей в десять лет в Саратове совершались громкие и дерзкие преступления – покушения на убийство сильных мира сего, людей, занимающих высокое положение в государственной, коммерческой и криминальной иерархии.

1998 год. Подходит к концу эпоха кровавых разборок «лихих 90-х». Но в Саратове всё ещё раздаются выстрелы и гремят взрывы. Один из таких взрывов прогремел в пятницу, 13 февраля, часов в десять вечера, в подъезде дома 41/59 по улице Кутякова, в самом центре города.

Рвануло взрывное устройство, как потом установят, кустарного изготовления и с дистанционным управлением. Его прикрепили к железной двери, заложив внутрь порядка 330 граммов тротила. Заряд такой мощности запросто мог разорвать в клочья нескольких человек.  

Но пострадали всего двое. И оба, вопреки законам природы, остались живы. Их доставили в одну из городских больниц в крайне тяжёлом состоянии. Жертвами оказались люди, очень известные в определённых кругах. Один из них – с множественными осколочными ранениями головы, грудной клетки и рук – 30-летний Роин Пипия, директор ресторана «Тройка», родной брат директора акционерного общества «Ликсар» Романа Пипия, прозванного «губернаторским карманом». Другой – 32-хлетний Тенгиз Озманов, более известный как Дато Кувалда, самый авторитетный из саратовско-энгельсских воров в законе. Его диагноз – перелом лобной кости (не читая куска металла, застрявшего в голове), с этим не живут. Но Дато выжил.  

Через семь лет в областном суде будут судить двух уголовников из Энгельса, с погонялами Веник и Витас. Их признают виновным в покушении на убийство двух известных людей в феврале 1998 года и ещё в нескольких преступлениях. Их главарь по прозвищу Сапара – его суд счёл организатором преступления в подъезде – к тому времени уже был на том свете. Отправил его туда Веник, решивший сам стать главным, а Витас сопровождал Сапару и сумел убежать из-под пуль. Мотивом преступления суд признал борьбу за влияние в криминальном мире.

Десять лет спустя, 13 февраля 2008 года, выстрелы прозвучали опять в центре Саратова, во дворе дома по улице Большая Горная. Прозвучали совсем тихо, поскольку стреляли из пистолета с глушителем. Пулей в голову убили прокурора Саратовской области, государственного советника юстиции 3-го класса 48-летнего Евгения Григорьева. Это убийство назовут «преступлением века», подобного в России не было ни до, ни после.

«Преступление века» на удивление быстро раскрыли. Уже 6 марта, когда ещё и месяца не прошло после расстрела прокурора, Следственный комитет, действовавший тогда ещё при прокуратуре России, заявил о задержании подозреваемых. Их оказалось четверо, одного нашли повешенным. Заказчиком убийства назвали директора саратовского завода «Серп и молот» Алексея Максимова. Его через два года также найдут повешенным в камере Бутырского следственного изолятора в Москве. Журналисты назовут это уголовное дело «делом повешенных». Двух оставшихся в живых обвиняемых осенью 2010 года приговорят к большим срокам лишения свободы.

История с убийством прокурора Саратовской области по сей день вызывает много вопросов, высказываются разные, порой противоположные точки зрения по поводу истинных мотивов преступления.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру