Зелёный свет чистой продукции

Зелёный свет чистой продукции

Лидеры отрасли минеральных удобрений, аграрного комплекса и розничной торговли создают «Зелёный клуб» производителей и поставщиков продукции с улучшенными экологическими характеристиками.

Один в поле не воин, это давно подмечено. А когда повоевать приходится за чистый завтрашний день, тут уж самое время объединять усилия всем, кто способен это сделать. 9 декабря создана независимая ассоциация «Зелёный клуб», в которую вошли производители и поставщики продукции с улучшенными экологическими характеристиками. Рядовой покупатель сможет найти её на прилавках по знаку национального бренда «Зелёный стандарт». Инициатива создания «Зелёного клуба» принадлежит президенту Российской ассоциации производителей удобрений, генеральному директору ПАО «ФосАгро» Андрею Гурьеву.

Зрелое решение

Того самого рядового покупателя наверняка заинтересуют два вопроса: «Для чего?» и «Когда?» Предлагаем разобраться. В период с июля по ноябрь 2019 года Минсельхоз России разработал проект федерального закона «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными экологическими характеристиками и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», выделяющий «зелёную» продукцию в отдельный сегмент, отличный и от органических продуктов питания, и от массового рынка. Ожидается, что в начале 2020 года законопроект будет внесён для рассмотрения в Государственную Думу Российской Федерации и сможет вступить в силу уже с 1 января 2021 года. Президент РАПУ, генеральный директор ФосАгро Андрей Гурьев уверен: ««Зелёный стандарт» на законодательной и нормативной основе даст возможность российским производителям сельскохозяйственной продукции, продовольствия, агрохимикатов, пестицидов, кормов выделить экологические преимущества и довести эту информацию до потребителя. Реализация инициативы позволит получать экологически предпочтительные сельхозтовары без увеличения себестоимости производства за счёт использования высококачественных минеральных удобрений».

Когда законопроект будет принят и вступит в силу, у производителей появится возможность маркировать свои экологически чистые продукты питания, а потребители, которым не всё равно, что есть и чем кормить детей, смогут выбирать в магазине здоровую и полезную пищу. Кроме того, «Зелёный стандарт» выведет российскую сельхозпродукцию в премиальный сегмент мирового рынка продовольствия.

Готовность номер один

Установочное совещание, где была одобрена инициатива генерального директора ПАО «ФосАгро» Андрея Гурьева по созданию «Зелёного клуба» прошло в РАПУ. Эту встречу можно назвать первым заседанием новой организации. В разговоре приняли участие представители ключевых звеньев цепи производства сельхозпродукции и продовольствия: отрасли минеральных удобрений, средств защиты растений, сельхозпроизводителей и пищевой промышленности, федеральных торговых сетей, а также главы проектно-технического комитета по стандартизации «Экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие», Комиссии Российского Союза промышленников и предпринимателей по агропромышленному комплексу, ассоциаций и союзов.

- Я призываю участников сегодняшней встречи к активному взаимодействию и участию в формировании и развитии национального «Зелёного стандарта» с тем, чтобы к моменту планируемого ввода закона о «зелёной» продукции с начала 2021 года была полная готовность участников процесса к его практическому применению, - подчеркнул Андрей Гурьев.

Сегодняшнюю ситуацию можно сравнить с работой светофора: перед тем, как появится зелёный свет, жёлтый сигналит - подготовься. Работать есть над чем. По словам заместителя руководителя АНО «Роскачество» Елены Саратцевой, результаты социологических исследований свидетельствуют, что 60% российских потребителей готовы покупать «зелёную» продукцию. При этом, на данный момент не существует единого знака, маркирующего такие товары, единого подхода к их сертификации.

- Этот потребительский спрос сегодня замещается таким явлением, которое в мировой практике называется «гринвошинг», когда под видом зелёной продукции могут продаваться товары, не обладающие необходимыми экологическими характеристиками. Наша задача предоставить потребителям достоверную информацию о качестве того или иного товара, - заявила Елена Саратцева.

Будь в теме

На данный момент подготовлены шесть новых национальных стандартов (ГОСТ Р) в области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными экологическими характеристиками. Два из шести стандартов описывают минеральные удобрения, которые применяются при производстве «зелёной» продукции. Их суть сводится к установлению эталонных норм чистоты минеральных удобрений, которые по допустимому содержанию в составе кадмия и мышьяка кратно строже недавно принятых европейских стандартов. При этом, стандарт не ограничивает объёмы применения минеральных удобрений: их использование не ведёт к загрязнению или деградации почв. В основе фосорсодержащих удобрений российских производителей лежит сырье, обладающее в силу природных причин эталонной экологической чистотой.